Во вступительном слове Иван Абрамов отметил, что состояние и развитие внутренних водных путей, их использование, имеют большое значение для обеспечения интересов Российской Федерации во внешнеторговой и внутриэкономической деятельности, связанности регионов, жизнеобеспечения районов Крайнего Севера, обеспечения национальной безопасности нашей страны.
По его словам, одной из важных проблем являются инфраструктурные ограничения, к которым, прежде всего, относится снижение глубины водных путей, их протяженности с гарантированными габаритами судового хода, маловодностью ряда рек.
«Основным фактором, оказывающим негативное влияние на развитие внутренних водных путей и восстановление данной отрасли, является отсутствие подкрепленного финансированием системного подхода», — заявил Иван Абрамов.
С основным докладом по теме круглого стола выступил Константин Анисимов, который отметил, что Правительством Российской Федерации утверждена Транспортная стратегия до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (далее - Стратегия), в которой определены ключевые мероприятия развития внутреннего водного транспорта. Это создание необходимой современной инфраструктуры внутренних водных путей, прежде всего, на грузонапряженных участках Единой глубоководной системы; устранение лимитирующих участков опорной сети внутренних водных путей; строительство новых судов; развитие грузовых портов (в том числе строительство и модернизация гидротехнических сооружений, обновление перегрузочной техники), пассажирских причалов, в том числе в Московской и Санкт-Петербургской агломерациях.
Также он отметил, что в рамках реализации Стратегии предусмотрено устранение лимитирующих участков при содержании внутренних водных путей с увеличением их пропускной способности на 60 млн тонн. Особое внимание уделяется улучшению параметров внутренних водных путей для обеспечения транспортной доступности Арктической зоны Российской Федерации и Крайнего Севера. Наибольшее воздействие на транспортные потоки среди всех проектов на внутреннем водном транспорте окажет создание круглогодичного маршрута с возможностью прохода судов высокой грузоподъемности в направлении Каспий - Азов.
В своем выступлении Александр Зайцев остановился на проблеме поддержания в удовлетворительном состоянии причальной инфраструктуры речных портов. В частности он сказал, что в речных портах Российской Федерации в эксплуатации находятся 16884 погонных метров причалов для обслуживания пассажирских судов и 54146 погонных метров грузовых причалов балансовой стоимостью 5,6 млрд руб. (без учета износа). Остаточная стоимость этих сооружений составляет свыше 1,5 млрд руб. Большинство этих сооружений находится в государственной собственности, и при сдаче в аренду портовых сооружений эксплуатирующим организациям арендная ставка определяется в соответствии с главой 30 (статья 375) Налогового Кодекса Российской Федерации в размере 2.2 % от их стоимости.
Учитывая, что действующими законами и указами до 2013 года приватизация портовых сооружений была запрещена, поддержание их в рабочем состоянии в течение 30 лет и до настоящего времени осуществлялось акционерными обществами без компенсации расходов из федерального бюджета. Капитальный ремонт не проводился, что привело к деградации причальной инфраструктуры. По этой причине субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не принимают в собственность портовые гидротехнические сооружения и не становятся их балансодержателями.
Для решения этой проблемы Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта разработала поправки к проекту федерального закона №164532-8 «О внесении изменений в статью 3 и 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статью 303 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». В частности, одна из поправок предлагает заменить понятие «рыночная стоимость объекта речного порта» на понятие «инвестиционная стоимость объекта речного порта с учетом срока его эксплуатации и фактического износа».
В рамках дискуссии участники обсудили обеспечение роста конкурентоспособности внутреннего водного транспорта по отношению к другим видам транспорта, создание условий для перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт.
По итогам работы круглого стола подготовлены рекомендации, которые будут использованы в дальнейшей работе.